Воскресенье, 2024-05-05, 2:23 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Санаторная школа

Категории раздела
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Д О К Л А Д на тему «Питание – важный фактор благополучия здоровья детей».
Оглавление I. Введение……………………………………………………………..3 II. Теоретические аспекты и проблемное поле школы, связанные со здоровьесберегающими технологиями……………5 1.1. Организация питания школьников………………………….5 1.2. Проблема питания школьников во время их пребывания в общеобразовательном учреждении…………………………..7 III. Пути и способы достижения благополучия здоровья детей посредством правильного питания……………………………….10 2.1. Как правильно питаться………………………………………10 2.2. Из опыта работы Сунтарской санаторной школы-интернат по организации питания воспитанников………………………...13 IV. Заключение………………………………………………………17 V. Использованная литература……………………………………18 I. Введение. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Правильное питание является одним из основных факторов внешней среды, который определяет нормальное развитие ребенка. С невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно при пребывании в группах продленного дня, специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся. Поэтому решение данной проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся. Имеются следующие аспекты данной проблемы: организационные, медико-гигиенические, учебно-информационные, кадровые, экономические. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведет к развитию идиотии (слабоумия) на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. Учитывая вышеизложенное, к организации питания детей предъявляются особые требования. Составляя рационы для детей, следует добиваться того, чтобы они не только обладали достаточной энергетической ценностью, но и содержали необходимое сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Рацион питания должен строиться и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней. Цель данной работы: 1. Рассмотреть влияние организации питания на здоровье школьников; 2. Пропаганда обучения детей с ранних лет основам правильного питания. II. Теоретические аспекты и проблемное поле школы, связанные со здоровьесберегающими технологиями. 1.1. Организация питания школьников. Интенсивная учебная деятельность связана с умственными и физическими нагрузками, затратами энергии, восполнение расхода которой связано с получением пищи. Гигиенисты отмечают рост среди учащихся алиментарнозависимых заболеваний, непосредственно связанных с нарушением рационального питания. Особенно большое значение в рационе питания детей и подростков имеют белки животного происхождения. Они должны составлять не менее 50% общего количества белка в рационе, а при повышенной нагрузке – около 60%. Индивидуальный рацион питания школьника определяется с учетом пола, возраста, росто-весовых показателей, интенсивности учебной нагрузки, характера и продолжительности дополнительных занятий, особенно в спортивных секциях. Должны быть учтены также территориальные условия: в северных регионах калорийность рациона должна быть выше; одни регионы получают рыбные продукты, в других труднее со свежими овощами и фруктами и т.д. Изменения в рационе питания должны отражать и время года: недопустимо летом и осенью кормить школьников преимущественно кашами, макаронами и мясными продуктами. К общим принципам рациона питания школьников можно отнести: - удовлетворение потребности детей в основных компонентах пищи: белках, жирах и углеводах, а также в витаминах и минеральных солях в соответствии с индивидуальными физиологическими потребностями; - сбалансированность рациона по всем пищевым веществам; - разнообразие рациона питания; - обеспечение восстановления энергетических трат организма; - проведение технологической обработки, сохраняющей пищевую ценность всех продуктов; - исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих отрицательным (раздражающим и т.п.) воздействием на пищеварительную систему; - подбор рациона питания и диеты с учетом индивидуальных особенностей ребенка (непереносимости отдельных продуктов, склонности к аллергизации и т.п.). Правилами предусматривается и соблюдение режима питания. От выделения желудочного сока и других пищеварительных ферментов зависит усвоение пищи, а у детей это во многом связано с привычкой питаться в одно и то же время, иначе от организма требуются дополнительные траты адаптационных ресурсов. Школьникам необходим 4-5 – разовый прием пищи с обязательным горячим питанием. На завтрак предпочтительны легкоусваиваемые продукты; на обед – продукты, богатые животными белками; на ужин – растительно-молочные продукты. В школах не всегда уделяется должное внимание современным принципам правильного питания. В частности, при сочетании пищевых продуктов в предлагаемых блюдах работники пищеблока и санитарные врачи руководствуются нормами 70-х гг., тогда как совмещать употребление мяса с картофелем и макаронными изделиями нежелательно, так же как вредным для процесса пищеварения является запивание пищи водой и традиционным компотом: происходит разжижение пищеварительного сока, пища хуже и дольше переваривается. В цивилизованном мире давно известно, что выпить полстакана жидкости лучше перед едой (за 20-30 минут), а не после нее. В школах же получается наоборот. Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики учащихся. Специальные исследования показывают пониженное содержание витамина «С» - в крови примерно 80% школьников, витамина «А» - примерно 50% школьников, витамина «В1» - примерно у 45% школьников и т.д. Поэтому показана целесообразность искусственной витаминизации рациона питания учащихся, особенно в период с ноября по май. Особенно заметное влияние на состояние здоровья школьников оказывает применение поливитаминных препаратов (Ундевита, Гексавита, Компливита, Аэровита). Важную роль для здоровья играет и качество употребляемой питьевой воды. Не секрет, что на большей части территории РФ без дополнительной очистки воду из-под крана пить не рекомендуется. Валеологами и гигиенистами разработаны различные схемы очистки воды в домашних условиях и в учреждениях (фильтрация, замораживание, отстаивание и т.п.), промышленность предлагает большой выбор фильтров. В пищеблоке школы желательно установить такой фильтр, подобранный с учетом качества воды именно на данной территории. 1.2. Проблема питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении. С невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах, особенно при пребывании в группах продленного дня, специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся. Поэтому решение данной проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся. Организационные аспекты этой проблемы включают: 1. рациональную организацию работы школьной столовой, в которой учащиеся и учителя могли бы спокойно, в комфортных условиях поесть с удовольствием и пользой для здоровья; 2. эстетическое оформление столовой, имеющее большое воспитательное значение. Хорошим дополнением к интерьеру служит и тихая музыка в течение всего времени обеда; 3. корректировку ассортимента товаров в школьном буфете. Школьный буфет – одна из возможностей для учащихся закрепить на практике те знания, которые получены на уроках культуры и здоровья и им подобных; 4. организацию специального питания для учащихся с заболеваниями, требующими диеты; 5. обеспечение школы питьевой водой, прошедшей необходимую дополнительную фильтрацию. Медико-гигиенические аспекты решения этой проблемы включают вопросы контроля за гигиеническим состоянием пищеблока, ассортиментом и составом блюд, исходными продуктами (полуфабрикатами) – их качеством, свежестью. Разумным инициативам администрации школы по внедрению в организацию питания школьников новых рекомендаций и передового опыта нередко препятствуют врачи Госсанэпиднадзора, руководствующиеся строгими нормативными требованиями многолетней давности. Администрация должна пытаться найти с ними общий язык, получить поддержку от научных учреждений, управления образованием, чтобы с пользой для детей решить некоторые «законсервированные» проблемы. Детям с заболеваниями пищеварительной системы должны быть обеспечены условия питания в соответствии с рекомендациями врача. Воспитательные задачи педагогического коллектива связаны с формированием у школьников культуры поведения за столом, в чем учителя сами должны быть наглядным примером. «Не торопиться, напрвлять свои мысли на еду, не отвлекаться на излишние разговоры, настроить себя на добрые, радостные эмоции» и т.п. правила с дошкольного возраста должны быть твердо закреплены в сознании детей и воспроизводиться на практике при каждом посещении столовой. Учебно-информационные аспекты связаны с отбором информации о правильном, рациональном питании, которую учащиеся должны получать в течение всего периода обучения в школе как на уроках по специальным предметам (культуре здоровья, валеологии), так и в соответствующих разделах ОБЖ. Это одна из тем, которую нужно использовать в качестве связующего звена между получаемыми на уроках знаниями и организацией питания дома. С учетом индивидуальных особенностей учащихся должны быть соблюдены требования к питанию больных и отнесенных к группам риска детей. Кроме того, желательно по возможности предоставлять школьникам выбор блюд, гарниров, что обеспечивает не только формирование у них большей ответственности за свой выбор, но и экономию пищевых продуктов, так как в результате остается меньше пищевых отходов. Кадровые аспекты работы связаны с повышением грамотности педагогов в вопросах рационального питания. Для этого реализуются образовательно-просветительские программы, вызывающие интерес педагогов еще и потому, что многие из них пытаются избавиться от излишней полноты и ряда недугов, связанных с плохим обменом веществ и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Экономические аспекты – обеспечение финансовой поддержки вышеперечисленных позиций, а также горячего питания всем детям, особенно из малоимущих семей. III. Пути и способы достижения благополучия здоровья детей посредством правильного питания. 2.1. Как правильно питаться. Великий врач древности Гиппократ писал в свое время: «Ваша еда должна стать для вас лекарством, а лекарство – едой». Это значит, что среди пищевых продуктов нужно выбирать такие, которые будут полезны для нашего организма, то есть питаться так, чтобы еда была не только пищей, но и лекарством. Здоровый ребенок, получающий количественно и качественно достаточное питание, должен обладать всеми клиническими признаками эйтрофии. Сюда включаются такие общие признаки, как общее хорошее состояние ребенка, его радостное эмоциональное отношение к окружающему, устойчивые положительные сдвиги в физическом развитии, нормальное психомоторное и интеллектуальное развитие, отсутствие патологических изменений внутренних органов, нормальные лабораторные показатели (из них особенно важны гемоглобин и белки крови), редкие заболевания в анамнезе. Ранние клинические признаки недостаточности питания обязательно будут проявляться изменением поведения ребенка – его повышенной возбудимостью, беспокойством, невротацией. При продолжающемся и достаточно длительном расстройстве питания изменяется кривая массы, происходит ее уплощение. У ребенка школьного возраста нарушения психики проявляются выраженным астеническим синдромом. Вместе с тем оценка переметров роста и массы тела имеет, действительно, ведущее значение для характеристики питания ребенка. Она является наиболее простой и доступной из всех возможных объективных методов. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кроме умения вкусно и красиво приготовить пищу, стоит освоить и правила совмещения продуктов. Множество проблем человека кроется в еде. Систему естественного, здорового питания развивали и разрабатывали многие натуропаты и диетологи. Среди них наиболее известны во всем мире американцы Герберт Шелтон и Поль Брэгг. Они создали универсальные принципы правильного образа жизни, в том числе и уравновешенного питания. «Вы – это сумма пищи, которую употребляете. То, как вы себя чувствуете, как выглядите, как ощущаете свои годы, зависит от того, что вы едите», - говорил П.Брэгг. Оба натуропата полагали, что благодаря разумно организованному питанию и здоровому образу жизни человек может продлить свою жизнь до 120 лет, полностью и навсегда избавиться от всевозможных болезней, сохранить трудоспособность и бодрость духа на вечные времена. Брэгг заявлял: «Даже выражение вашего лица зависит от того, что вы едите, потому что счастливый человек – это здоровый человек». Первый совет Брэгга, Шелтона и их последователей-натуропатов звучит так: научись правильно совмещать пищевые продукты и питайся в основном здоровой, полезной пищей. Сократить до минимума или по возможности полностью исключить из рациона острое, соленое и сладкое. Такая пища, по мнению натуропатов, вредно действует на почки, желудок, другие органы и нарушает обменные процессы, в первую очередь водный обмен. К полезным продуктам, как утверждают натуропаты, относятся: чеснок, лук, лимон, чернослив, курага, урюк, финики, изюм, орехи, мед и цветочная пыльца, сельдерей, тыквенные и подсолнуховые семечки, соя и продукты из нее, пророщенные зерна злаков, морская капуста, кукурузное масло, а также всевозможные свежие соки, чаи и ягоды – брусника, черника, клюква, земляника, крыжовник, калина, рябина, черная смородина, напитки из шиповника и боярышника. Ниже приведена таблица совместимости продуктов. Отсюда можно узнать, какие продукты годятся для одновременного употребления. Таблица совместимости продуктов. Название продукта Совместимость продуктов 1.Мясо, рыба, птица 2.Хлеб 3.Зернобобовые 4.Картофель 5.Овощи зеленые 6.Овощи крахмалистые 7.Овощи некрахмалистые 8.Помидоры 9.Фрукты сладкие 10.Сухофрукты 11.Прочие фрукты 12.Орехи 13.Масло растительное 14.Масло сливочное 15.Сливки 16.Сметана 17.Молоко 18.Прочие кисломолочные продукты 19.Сыры 20.Яйца 21.Сахар и кондитерские изделия * 2.2. Из опыта работы Сунтарской санаторной школы-интернат по организации питания воспитанников. Сегодня в большинстве семей, школ, детских садах организация питания не соответствует предъявляемым требованиям. Обычно объясняется это неблагоприятной социально-экономической ситуацией, нехваткой средств для обеспечения рационального питания. При этом вне сферы внимания оказываются еще два не менее важных фактора, влияющих на ситуацию. Прежде всего, это недостаточная осведомленность родителей, учителей, воспитателей о том, какие требования предъявляются к организации правильного питания детей. Как показал опрос, взрослые часто не знают – каким должен быть режим и рацион питания их детей. Вторая причина – несформированность у самих детей ценностного отношения к собственному здоровью, неосвоенность навыков заботы о своем организме. Все это свидетельствует о необходимости специальной подготовки в области питания для детей и взрослых. Такая подготовка способна решить даже самые сложные проблемы, связанные с нехваткой материальных средств. Действительно, правильное питание не обязательно должно быть дорогим. Целый ряд полезных и доступных практически любой семье продуктов, способен обеспечить полноценный рацион ребенка. В связи с этим наша школа уделяет большое внимание к организации питания и закладыванию поведенческих стереотипов в отношении правильного питания своих воспитанников. Прежде всего, администрация школы максимально постаралась создать в столовой оптимальные условия для спокойного и комфортного питания детей. Столовая школы имеет склад, холодильники для хранения продуктов, водоснабжение (работа ведется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами). Эстетическое оформление столовой очень уютное, сделано в современном стиле. Это имеет еще и воспитательное значение. Дети привыкают к уюту, стараются поддерживать чистоту и порядок. В столовой много комнатных растений, которые украшают помещение. Работники столовой тщательно следят за порядком. Посуда, столы, полы всегда сверкают завидной чистотой. Поэтому дети стараются вести себя аккуратно при посещении столовой. В школе организовано пятиразовое питание. Разнообразие приготовляемых блюд очень обширное. Много детей прошли лечение в нашей школе. И буквально все дети, ранее обучавшиеся в лесной школе, в первую очередь вспоминают хорошее питание. Они с благодарностью вспоминают поваров Егорову Марию Николаевну, Осипову Саргылану Макаровну, Матвееву Светлану Николаевну, Спиридонову Людмилу Дормидонтовну за их вкусную еду и материнское отношение к детям. На сегодняшний день мы сохранили эти традиции и уделяем питанию особое внимание. Специфика нашей школы состоит в том, что здесь учатся дети с ослабленным здоровьем, часто болеющие дети, контактные с больными туберкулезом, дети из асоциальных семей. Рацион питания детей составляется врачом школы Слепцовой Агнией Дмитриевной. Каждый месяц ведется контроль за изменением веса и роста детей (см. приложение 1). Помимо составления сбалансированности рациона по всем пищевым веществам, проводится искусственная витаминизация рациона питания учащихся. А именно добавка витаминов «С», препараты йода, «Бойом», магазинами «Татыйыына», «Альфа» и др. Помимо этого ведется широкая воспитательная работа по обучению детей культуре питания в рамках здоровьесберегающих технологий. Так, в 1 классе я провожу уроки здоровья по методическому пособию Обуховой Л.А. «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». Теме питания отводится 2 урока: «Питание – необходимое условие для жизни человека», «Здоровая пища для всей семьи». Во 2-4 классах в рамках программы «Разговор о правильном питании» проведены следующие беседы и классные часы: 1. «Самые полезные продукты». Задачи: сформировать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты. 2. «Как правильно есть». Задачи: расширить представление школьников об основных принципах гигиены питания, сформировать готовность выполнять правила гигиены питания. 3. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?» Задачи: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. 4. «Плох обед, если хлеба нет». Задачи: формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре. 5. «Полдник: время есть булочки». Задачи: познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов. 6. «Пора ужинать». Задачи: формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе. 7. «На вкус и цвет товарищей нет» Задачи: познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и прививать практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов. 8. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее». Задачи: сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, высококалорийных продуктах питания и др. 9. «Где найти витамины весной?». Задачи: познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о продуктах – источниках витаминов. 10. «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты». Задачи: познакомить детей с разнообразием овощей, фруктов, ягод, их значением для организма. 11. «Каждому овощу свое время». Задачи: расширить представления детей о разнообразии овощей, их полезных свойствах. Проведены воспитательные часы: «Хлеб всему голова», «Витамины к столу», «Здоровое питание – отличное настроение». Отрадно, что проводимые мероприятия оставляют след в поведении воспитанников школы-интерната. Так, повысилась культура поведения за столом, дети стали разбираться в полезности здорового питания, стали уважать труд людей. IV. Заключение. В настоящее время поднимается ряд вопросов, связанных с организацией системной работы по охране и укреплению здоровья в школе, муниципальном образовании, в регионе и т.п. Первый вопрос – с чего начать? Конечно, необходимо начинать такую работу с анализа ситуации, который должен показать и самые острые проблемы, и возможные пути их решения. Следующий этап – выбор приоритетов в работе по сохранению здоровья. При выборе приоритетов важно помнить, что главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей. Анализ организации питания воспитанников нашей школы показал, что задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждения, что, несомненно, является положительным фактом и ведет к укреплению здоровья школьников; организационные аспекты отвечают требованиям стандарта: оформление школьной столовой выполнено в современном стиле, создан уют, комфорт. В школе ведется широкая воспитательная работа по обучению детей культуре питания в рамках здоровьесберегающих технологий. В частности, ведутся беседы, проводятся классные и воспитательные часы. Результаты этих трудов мы видим в повседневной жизни. Таким образом, помимо обучающих, развивающих, физических и закаливающих факторов – питание является важным фактором благополучия здоровья детей. V. Использованная литература 1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – Москва. – «Сфера», 2000. 2. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. – Москва: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 3. Бердышев С.Н. Здоровье на отлично!» - Москва: «Рипол классик», 2006. 4. Бирхер Беннер М. и др. Есть, чтобы жить. Исцеление пищей. – Санкт-Петербург: «Лейла», 1994. 5. Воронцова И.М. Справочник по детской диететике. – Ленинград: «Медицина», 1980. 6. Истомина Ж.Л. Здоровое питание – отличное настроение. – Начальная школа №1, 2008. 7. Луговская А. Если малыш плохо ест. – Москва: «Эксмо», 2002. 8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья. – Москва: «Сфера», 2003. 9. Перлова Т.А., Федоров Н.С., Черткова М.А. Витамины к столу. – Якутск, 1991. 10. Почиталина И.Г. Домашний доктор для детей. – Москва6 «Крон – пресс», 2005.
Категория: Мои статьи | Добавил: ivanna_kobyakova (2017-04-04)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Телефон доверия
Жалобы предложения

Copyright MyCorp © 2024
uCoz